четверг, 31 марта 2011 г.

2. Сотворение мира и возникновение индивидуальных миров

1 В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
(Библия. Бытие, глава 1)
Первые четыре строки Библии рисуют перед нами картину самых первых действий, которые стали началом создания нашего мира. Этот микросюжет является прекрасной иллюстрацией того, как возникло субъективное восприятие как психический акт, являющийся причиной и, одновременно, результатом познания.
До деяния, описанного в первой строке, ничего не существовало. Мира не было. Но был Бог. Он был первым субъектом и существовал до появления своего творения. (Толкование происхождения самого Бога и восприятие Богом себя мы оставим вне нашего повествования и предоставим возможность делать суждения и умозаключения философам и теологам.) Следовательно, небо и земля стали доступны только его восприятию с момента их возникновения. Все, что он сотворил, он сотворил для себя. Он ничего не переделывал, он выполнял последовательно одно действие за другим. Результат его работы ему нравился. И он продолжал творить. В четвертой строке Бог дал оценку свету как своему творению, сказав, что он хорош. Восприятие неразрывно связано с оценкой, выраженной либо непосредственно словами, либо при помощи действия, направленного на объект восприятия. Оценка приобрела место в системе ценностей субъекта, то есть значимость.
Кроме Бога, никто не мог ни воспринять, ни оценить, ни воспользоваться его работой, пока он не создал животный мир и человека. Вначале мир существовал только для Бога в виде образа его творения и имел значимость. Мир стал знаком. Знаком для него, Бога. Он наделил всех живых существ способностью воспринимать его творение. С этого момента мир стал существовать для всех, кого он создал. Но был ли мир для всех таким, каким его видел Бог? Вряд ли. Мог ли Бог наделить человека одинаковой с ним способностью воспринимать мир? Ответ однозначный — нет. Дал ли он ему лишь способность воспринимать это мир, ограничив его собственными установками? Безусловно. Создавая мир животный и мир человека, Богом каждому было предписано свое место, и, соответственно, свое восприятие мира. Но оно должно было предопределяться Богом и быть таким, каким он его определил. В этом суть разнообразия мира, разных форм живых организмов, разного поведения.
Мир стал знаком для всех живых существ. Он стал восприниматься как его субъективная модель, но не как сам мир. Как тень предмета, но не сам предмет.
31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
(Библия. Бытие, глава 1)
Бог положительно оценил свою работу и, нарисовав картину мира, Он дал установку для восприятия своего творения другими субъектами. Он определил каким должен восприниматься этот мир. Бог установил ту ценность, через призму которой он хотел, чтобы мы воспринимали его творение.
Таким, образом восприятие мира началось с появления субъекта. Первая строка в Библии гласит «В начале сотворил Бог небо и землю.» Сначала был субъект, который мог воспринимать мир. Затем появился мир в виде неба и земли. Мир стал значимым для субъекта как его положительный опыт. Он представлял собой знак и отражался в сознании субъекта. Следующая строка «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.» является суждением субъекта, которое свидетельствует о факте восприятия субъектом целостной картины мира в виде образа мира. Мир был наделен субъективной ценностью — «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма.» Эта установка субъекта, которую он планировал передать своим живым творениям. Когда восприятие знака стало доступно животному миру и человеку, появилось множество субъективных миров, основанных на исходной модели, созданной Творцом.
Каждое живое существо стало обладателем своего собственного видения мира, своей собственной оценки. Дальнейшее развитие истории мира и человечества тому подтверждение. Согласие и несогласие, дружба и вражда, любовь и ненависть, зависть, жадность и альтруизм, все формы проявления человеческой морали являются следствием субъективизма при восприятии окружающего мира. Мы все разные и наша жизнь, наша судьба уникальна. В противном случае, мы были бы исполнителями чужой воли и единственной предопределенной формой нашего объединения было бы тоталитарное общество. Но разве это так? Конечно, нет. Будучи созданным Творцом, теперь каждый из нас является творцом своего мира и своей собственной судьбы.
Обратимся к научной теории образования мира, согласно которой Вселенная возникла в результате Большого взрыва, который произошел около 14 млрд. лет назад. Эволюция привела к появлению нашей планеты и зарождению жизни. Подробное изложение космологической теории сделано учеными на основании известных нам на сегодняшний день законов физического мира. Механизм образования Вселенной подробно представлен в научных и научно-популярных описаниях. Наше представление о создании мира сформировано на основании той теории-гипотезы, которая разработана и признана в научном мире. Такая теория считается объективной. Каждый из нас, кто в той или степени познакомился с этой теорией, может сформировать свои собственные видения картины мироздания. Они могут отличаться друг от друга от мельчайших деталей до ее полного неприятия. Научные исследования дают больший процент объективности, но они не могут дать стопроцентную гарантию, что мир возник так, как это представлено в теории Большого взрыва. Никто не видел картину возникновения мира. Научная объективность, в данном случае, — это плод фантазии, но фантазии, образованной из «кусочков» того, что реально было познано. Метод экстраполяции (переноса) является наиболее общепринятым для объяснения того, что не может быть познано.
Следовательно, никто не может предъявить истинную картину возникновения мира, поскольку не было ни одного свидетеля. Восприятие этой картины есть результат логических умозаключений, а не реальное отражение ощущений в сознании. Логическое восприятие вторично, поскольку оно основывается на фактах, полученным при помощи чувственного восприятия. Не было никого, кто мог бы воспринимать при помощи своих органов чувств картину Большого взрыва, следовательно, не было и Большого взрыва. Важнейшим фактором объективности восприятия является субъект.
Наделяя другие индивиды своим субъективизмом, который включает также и оценочный фактор, субъект создает основу для объективной точки зрения. Это может происходить двумя путями:
       1) опытным путем (научно-практический метод). Субъект осуществляет действия с объектом, результаты которых подтверждают адекватность объективного восприятия. Все познается на практике.
       2) путем внушения (психологический метод). Субъект «вписывает» свое собственное видение в систему восприятия другого субъекта. Создается иллюзия того, каким должен быть в действительности объект. Этот метод является также сугубо научным, поскольку он основывается на общих законах психологии и на особенностях индивидуальной психики. Факт внушения со стороны субъекта может быть осознанным и целенаправленным (гипноз) или неосознанным и интуитивным (авторитет).
Признав объективность, мы воспринимаем ее через призму нашей субъективности. Субъективность представляет собой результат наложения объективности и индивидуальности.
Язык является тем средством, который формирует у человека структуру и шаблоны, определяющие модель восприятия и систему ценностей, опреляющую значимость для индивида оружающего мира и конкретного объекта. Таким образом, человеческий язык создает условия восприятия мира, а индивидуальный язык создает непосредственно миры, как объективные, посредством опыта, который не доступен непосредованному восприятию, и субъективный мир – мир, в котором живет каждый из нас. Поэтому от того, насколько хорошо мы знаем язык и пользуемся им в повседневной жизни, зависит наше восприятие мира, наша жизнь, наша судьба.
Солдатов
Сергей Константинович




Комментариев нет:

Отправить комментарий