суббота, 19 марта 2011 г.

1. Язык родной, язык иностранный


Для чего существует язык? Для того, чтобы общаться, мыслить, передавать информацию в пространстве и времени, выражать свои чувства, побуждать к действию. Наука, искусство, государство обязаны языку своим существованием. Язык чарует и завораживает. Он, словно магический шар, открывает нам двери в новые миры и указывает на новые возможности познания. Без него наш мир не был бы таким, каким мы воспринимаем его сегодня.
Мы рождаемся и учимся языку. Мы учим тот язык, который слышим от окружающих нас людей. Мы стараемся копировать, делаем ошибки, поправляемся, строим собственные слова и грамматические формы. В детстве мы все изобретали свой собственный язык, который имел для нас смысл, и строился на основе правил, которые мы создавали, слушая речь взрослых. Мы подмечали все нюансы и тонкости употребления тех или иных слов или форм. В конце концов, мы интуитивно приходили к тому языку, на котором говорили наши родители, родственники и просто чужие люди, находившиеся рядом. Изучение языка для нас было игрой. И мы выиграли эту игру.
Теперь мы можем смело говорить, что мы свободно владеем эти языком так, как говорят все люди, которых мы слышим и с которыми мы разговариваем ежедневно. Этот язык является для нас родным. Самое интресное, что мы сами его придумали, используя подражания и ассоциации. В дальнейшем оказалось, что все остальные люди говорят также как и мы. Мы никогда не задумываемся, почему мы говорим на родном языке. Ответ мог бы быть: потому, что я здесь родился и вырос среди людей, говорящих на моем языке.
А как обстоит дело с иностранным языком? Иностранный язык — это язык, на котором общаются иноземцы, и на котором никто не говорил в нашем присутствии и с нами, когда мы были маленькими, совсем маленькими.
Прошло время и появилось желание, необходимость знать тот или иной иностранный язык. И как же теперь его выучить? Испокон веков люди придумывали разные способы его изучения.
Существует два основных способа:
1) Учить на основе переводов, предварительно тщательно изучая грамматику. Так делали раньше и делают сейчас. Способ достаточно эффективный. Читать и писать выучится можно, говорить и понимать на слух — вряд ли. 2) Временно или постоянно находиться в окружении тех, кто говорит на иностранным языке. А лучше, если одним из них будет квалифицированный преподаватель, знающий ваш родной язык. Этот способ также эффективен. Говорить и понимать выучиться можно, читать и писать — возможно. Все зависит от того, занимались ли с вами языком специально или нет. В последнем случае, с чтением и письмом, как изложением своей мысли, будут проблемы. Кстати, длительное проживание за границей во многих случаях положительно сказывается на овладении языком, но не всегда. Заграница — это не панацея. Можно жить там всю жизнь, но так и не научиться языку той страны. Первый способ называется грамматическим или лингвистическим, а второй коммуникативным. Разнообразные методики изучения языка основываются на комбинации основных способов, степень выраженности которых варьируется.
Готовых рецептов нет. Решающим фактором является сам человек, его психика, его способности. Что для одного полезно, для другого бесполезно. Ни один метод не может гарантировать успех. Движение к упеху в правильном направлении начинается с сильного желания, подбора оптимальной методики обучения и программы. Это и есть индивидуализированное обучение. Оно может проводиться как индивидуально, так и в небольшой группе.
В дальнейшем я попытаюсь объяснить подробнее смысл и возможности индивидуализированного подхода к обучению в рамках теории развивающего обучения применительно к иностранному языку. Предлагаемая мною методика обучения английскому языку разрабатывалась на протяжении многих лет во время преподавания в вузах (в специальных и экспериментальных группах) и на курсах разговорного английского языка. В последнее время окончательно сформировалась концептуальная база. Это философско-психологическая концепция, которая предполагает использование скрытых возможностей нашего организма. Все обучение индивидуализировано. Это значит, что учитываются все индивидуальные особенности каждого учащегося. Процесс изучения языка оказывает влияние на развитие психических функций — восприятия, внимания, эмоций, памяти, мышления, интеллекта. Эта концепция развиваюшего обучения реализована в виде нескольких учебных курсов, по которым проводится мною обучение.
В моем блоге можно ознакомиться со статьями, посвященными философско-психологической концепции авторской методики обучения иностранному языку (на примере английского). Каждая статья связана с последующей логическими связями. Каждая новая статья опирается на теоретический и фактологический материал предшествующих статей. Поэтому рекомендую читать статьи в последовательном порядке.

Солдатов
Сергей Константинович

Комментариев нет:

Отправить комментарий